Информационная беззубость

26 мая 2017 г.
1468
Информационная беззубость
Содержание статьи:

Необходимость для медицинских организаций иметь собственный сайт была установлена в Федеральном законе от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", а затем подтверждена в Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Постановление правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" также подтвердило необходимость наличия сайта при оказании платных медицинских услуг.

Обновленный набор

Последние значительные изменения в федеральном законодательстве, определяющем требования к содержанию сайтов медицинских организаций в РФ, произошли в конце 2014 года. Как следует из приказа Министерства здравоохранения РФ от 30 декабря 2014 года N 956н, на сайтах медицинских организаций должна быть представлена информация, необходимая для независимой оценки качества оказания медицинских услуг населению. "К ней, в частности, относятся: полное наименование, структура и структурные подразделения, режим и график работы, правила внутреннего распорядка, контактные телефоны, адреса электронной почты, контактные данные региональных органов здравоохранения, а также органов по надзору в сфере здравоохранения и защиты прав потребителей, список сотрудников с указанием специализации, квалификации и стажа работы, данные о правах и обязанностях граждан в сфере охраны здоровья, информация о возможности получения бесплатной медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий, перечень платных медицинских услуг, прейскурант на них, утвержденные перечни лекарственных средств и многое другое, — перечисляет адвокат коллегии адвокатов Москвы "Барщевский и партнеры" Шамиль Шихшаидов. — Помимо этого, на сайтах должна быть предусмотрена возможность для ознакомления с отзывами потребителей медицинских услуг".

Требования к содержанию и форме информации приведены в приложении N 2 к вышеуказанному приказу Минздрава России. На сайтах государственных и медицинских учреждений она должна быть изложена в доступной, понятной и наглядной форме. Для удобства навигации сайт должен иметь карту, обеспечивающую поиск нужной информации, версию для слабовидящих, работающий поиск, а также другие возможности для удобства пользователей. Сведения должны предоставляться круглосуточно и безвозмездно, публиковаться на русском языке, а также могут дублироваться на государственном языке республик или по желанию иностранных языках. Важно, чтобы информация обновлялась своевременно, а на сайте не было ошибок.

Полнота как преимущество

Функционал адаптирован под потребности потребителей. Пациент через сайт может получить информацию о порядке обращения в медицинское учреждение, записаться на прием к врачу, получить консультацию, узнать о своих правах и обязанностях, уточняет господин Шихшаидов. Посетитель сайта может в онлайн-режиме уточнить расписание приема врачей, задать интересующие вопросы медицинскому персоналу. В случае возникновения сомнений по поводу качества оказанной медицинской помощи граждане могут направить через сайт обращение администрации лечебного учреждения".

"Следуя прописанным требованиям, клиники дают необходимый потребителю доступ к сведениям. Это практика весьма полезная, так как зачастую, чтобы что-то узнать о клинике, человек идет в само медицинское учреждение и на месте все узнает. А ведь человек, скорее всего, априори нездоров, и ему не всегда это удобно", — замечает адвокат Сергей Воронин.

По мнению руководителя направления контроля качества ООО "Медицина АльфаСтрахования" Александра Пихоцкого, своевременно обновляемый и содержащий необходимую информацию сайт предоставляет дополнительные преимущества и самой медицинской организации: информирует целевую аудиторию о предоставляемых медицинских услугах (технологиях), в том числе о вводимых новых услугах, повышает статус доверия к клинике. Это возможность получить обратную связь о качестве медицинской помощи и сервисного обслуживания и создать положительный имидж врачей-специалистов клиники.

"Пожалуй, только требование указывать график работы врачей стоило бы сделать правом, а не обязанностью. Стоит понимать, что в крупном стационаре указать актуальный и достоверный график практически невозможно. Врачи могут работать по очень сложному расписанию, включающему суточные дежурства, экстренные и длительные операции. Постоянное внесение корректив на сайт окажется трудозатратным, нерациональным и невозможным, — комментирует имплантолог Антон Герасимов. — В небольших коммерческих клиниках технически сделать это проще, однако в них врачи могут работать "под запись", и расписание, достоверное на данный момент, через пару часов может утратить свою актуальность. Поэтому данное требование закона можно было бы скорректировать".

Государственная наблюдательность

Все это убеждает экспертов в необходимости вкладывать средства в реконструкцию информационного поля клиник. Но помимо законодательных, есть еще и общие ограничения по размещению информации, поэтому большинство клиник имеют только переходные версии сайтов, добавляет господин Воронин.

По наблюдениям Александра Пихоцкого, большинство медицинских организаций, прежде всего государственных и ведомственных форм принадлежности, обновили свои сайты в соответствии с законодательными требованиями. Контролирующие органы при проведении проверок обращают внимание на исполнение организацией вышеуказанных законодательных норм и при выявлении правонарушения привлекают к административной ответственности.

Так, в начале 2017 года на сайте прокуратуры Петербурга появилось сообщение о проверке СПб ГБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения Петроградского района", в ходе которой были выявлены нарушения требований ст. 13, ч. 2 ст. 17 ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", а именно: на официальном сайте отсутствовала информация о правилах внутреннего распорядка для получателей социальных услуг, правилах внутреннего трудового распорядка, о наличии предписаний органов, осуществляющих государственный контроль в сфере социального обслуживания, и отчетов об исполнении указанных предписаний, о проведении независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания.

На сайте Санкт-Петербургского государственного стационарного учреждения социального обслуживания "Дом ветеранов войны N 2" ведомство не обнаружило сведений о тарифах на социальные услуги; о персональном составе работников; о количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг по формам социального обслуживания; об объеме предоставляемых социальных услуг за счет бюджетных ассигнований; о финансово-хозяйственной деятельности.

На официальном сайте СПб ГБУ СОН "КЦСОН Кронштадтского района" отсутствовала версия для слабовидящих.

"В результате принятых мер прокурорского реагирования нарушения устранены", — говорится в заключении прокуратуры.

Нечастный случай

В частной медицине, однако, ситуация не так позитивна. "Существует определенный информационный вакуум — консультируя по данной тематике руководителей и юристов медицинских учреждений, мы сталкиваемся с тем, что о требованиях законодательства и ведомственных руководящих документах к сайтам медицинских организаций они недостаточно информированы", — делится наблюдением генеральный директор ООО "Софтсервис-КМВ" Андрей Арутюнян.

Сложившаяся ситуация, считает он, с одной стороны — результат зачастую слабой квалификации создателей сайта, решающих не весь комплекс задач, а лишь техническую сторону, с другой — отсутствие практики консультаций со специализированными консалтинговыми компаниями еще до создания сайта, в процессе создания и постфактум (в виде аудита).

Наиболее явно картина просматривается на примере стоматологической отрасли. Большинство сайтов частных стоматологических клиник не соответствует требованиям закона, утверждает руководитель экспертного журнала о стоматологии Startsmile.ru Юлия Клоуда.

"Даже сейчас существуют медицинские организации, у которых нет сайта как такового. Я знаю несколько таких клиник в Санкт-Петербурге: у них нет вывески, они не дают рекламы. У них, разумеется, есть лицензия, они на рынке 15-20 лет и работают такие клиники исключительно со своей верной категорией пациентов, которые доверяют свое здоровье с тех пор, когда интернета еще не было в каждом доме. Несмотря на свои достоинства, такие медицинские учреждения нарушают закон. Однако именно отсутствие сайта защитило этих нарушителей от того, что произошло в 2015 году. Более сотни стоматологических клиник Петербурга получили "письма счастья" от ранее неизвестных в городе организаций: они указывали на нарушения законодательства и предлагали свои консультативные услуги по ведению сайта клиник. И некоторые клиники, отказавшиеся от абонентской платы незнакомой организации, через короткое время получили приглашение в прокуратуру", — рассказывает Антон Герасимов.

По мнению эксперта, не всем ясно, что изменения в законодательстве, регулирующие предоставление информации в электронном виде, касаются не только государственных, но и частных лечебных учреждений.

"Перечень информации, согласно приказу N 956н, существенно отличается от того, что указан в п. 11 постановления правительства N 1006 и п. 7 323-ФЗ, которые обязательны для всех медучреждений. Например, он требует указывать лекарственные препараты, которыми необходимо обеспечивать больных гемофилией и муковисцидозом. Вряд ли эта информация необходима на сайте стоматологической клиники. Поэтому Минздрав, видимо, ожидал иного применения данного закона. Но факт остается фактом. Медицинские организации, в том числе коммерческие и узкоспециализированные, должны соблюдать все упомянутые требования, независимо от участия в программе государственных гарантий оказания бесплатной помощи. Иначе они рискуют доказывать свою правоту в суде. Для предотвращения спорных ситуаций могло бы помочь отдельное разъяснение Минздрава, определяющее круг медицинских учреждений, к которым приказ N 956н не относится", — говорит он.

Сложность в формулировках, а также низкая юридическая грамотность в целом ведут к тому, что закон не соблюдается, а стоматологии рискуют навлечь на себя гнев Роспотребнадзора и Минздрава наряду с предупреждениями и штрафами, согласна госпожа Клоуда. Статья 660 КоАП РФ "О нарушении прав граждан в сфере охраны здоровья" допускает в качестве наказания как предупреждение, так и штрафы, для физических лиц они составляют от 1,5 до 3 тыс. рублей, для юридических — от 20 до 30 тыс. рублей.

"К сожалению, даже уже инициированная судебная практика не возымела должного воздействия на руководителей частных стоматологических клиник. Совсем немногие позаботились о том, чтобы их сайты полностью соответствовали букве закона, большинство же сохранили сайты как своеобразные "рекламные визитки", лишь информирующие население о присутствии на рынке той или иной клиники", — рассказывает госпожа Клоуда.

По ее словам, летом 2016 года ожидался целый ряд облав на сайты частных стоматологий, однако этого не случилось, что не дает клиникам права и дальше игнорировать требований закона. "Чем позже они спохватятся, тем серьезнее будет наказание, и, вероятно, немало частных медицинских учреждений будет привлечено к административной ответственности. Эта сжатая пружина готова вот-вот распрямиться", — предупреждает эксперт.

Так, большинство сайтов стоматологических клиник не размещают на своих сайтах информацию о работающих специалистах с их графиком работы, фотографиями и копиями дипломов и сертификатов, подтверждающих их соответствие занимаемой должности. Найти полный и достоверный прайс-лист с полным набором услуг и действующими ценами на них также оказалось непросто. Зачастую отсутствуют юридические адреса. Все эти данные в соответствии с упомянутым законом должны быть указаны на сайте медицинской организации, предоставляющей платные услуги.

"Уже существуют прецеденты, когда за несоответствие сайтов требованиям организации в судебном порядке подвергались штрафам. При этом суд, как правило, действует согласно букве закона, а закон не содержит явного указания на применение тех или иных норм в зависимости от формы собственности. В результате норма, изначально разработанная для оценки качества медицинских услуг бюджетного учреждения, становится обязательной и для частной медицинской клиники. Так, например, одним из приказов Минздрава определяется обязательное содержание сайта, которое, помимо прочего, должно содержать информацию о перечнях лекарственных препаратов, применяемых в организации. И если данной информации на сайте нет, то и у прокуратуры, и у Росздравнадзора есть основания для претензий. И таких требований обязательного характера немало", — замечает господин Арутюнян.

"Эти требования обязаны выполнять все организации, оказывающие медицинские услуги населению на территории Российской Федерации, вне зависимости от формы собственности, — уверена Наталья Григорьева, медицинский директор системы клиник "Медика". — Поскольку наша компания пользуется базой "Консультант", в которой оперативно появляются все изменения в законодательстве, мы не испытываем сложности с получением актуальной информации. Не могу сказать, чтобы требования, предусмотренные законодательством, сильно усложняли нашу работу или увеличивали расходы на поддержание работы сайта. Все, что от нас потребовалось, — это создать дополнительную страницу с информацией, касающейся условий предоставления медицинской помощи по ОМС, а также разместить баннер со ссылкой на раздел "Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями" на сайте комитета по здравоохранению. Вся остальная информация, которая должна присутствовать на сайте медорганизации согласно закону, на наших ресурсах была опубликована с момента его запуска".

Источник: Коммерсант.ru

Начни привлекать пациентов в клинику прямо сейчас!
Закажи обратный звонок!

Нажимая на кнопку «Заказать звонок», вы подтверждаете, что согласны с Политикой обработки данных

Подпишись

Оставь свой email, и ты будешь в числе первых получать релизы, подборки статей и приглашения на вебинары
Марина Александровна
Лаки Смайл
15.05.2020
Осипов Андрей Викторович
Семейная стоматология stomos.ru (Центр доктора Осипова)
26.01.2022
Наш проект – новая стоматологическая клиника Семантика Дент, дата открытия 1 декабря 2022. Поэтому мы особенно тщательно подходили к выбору партнёра по продвижению. Наш опыт взаимодействия с командой СтартСмайл – это стремительный старт нескольких площадок для продвижения в интернете, создание и запуск сайта клиники в короткие сроки, продвижение на портале СтартСмайт, в планах расширение сотрудничества по сео-продвижению и т.д. Из качеств, которые абсолютно восхищают: профессионализм, экспертность именно в области стоматологии, в частности понимание разницы реализации стратегий в различных районах, накопленный опыт разноплановых кейсов по тематическим услугам. На этапе знакомства и согласования стратегии и бюджета понравились комфортные коммуникации с менеджером, готовность слышать нас и подстройка под наши возможности и цели. Очень ценны в процессе текущей работы быстрое реагирование на просьбы и живой диалог.
Голикова Ольга
Стоматология Семантика Дент
31.03.2023

Нам доверяют

Клиенты

Напишите нам

Контакты
Нажимая на кнопку «Отправить» вы подтверждаете, что согласны с Политикой обработки данных

Заказать звонок

Попасть в ТОП-10 за 1 день

Заказать проект

Рассылка Startsmile Agency


Написать руководителю

Нажимая на кнопку «Отправить» вы подтверждаете, что согласны с Политикой обработки данных

Уведомление

Наш менеджер перезвонит вам в ближайшее время!