С каждым годом люди все чаще обращаются за медицинской помощью в коммерческий сектор. Доверие к частной медицине растет: люди хотят проходить лечение комфортно и безболезненно. Однако аудитория всё еще слабо информирована о здоровье и новых технологиях в сфере лечения. Отсюда возникает необходимость рекламы и формирования спроса на услуги.
Чем занимается маркетинг в области медицины
Маркетинг и реклама в медицине занимаются продвижением медицинских услуг. Без четкой маркетинговой стратегии частная клиника рискует потерпеть убытки.
Чтобы к вам обращались пациенты, нужно заявить о себе. Если раньше хватало «сарафанного радио», то теперь люди ищут клинику совершенно иначе. Высокая конкуренция, борьба за внимание пациентов и медицинская специфика сформировали особые условия маркетинга.
Задачи маркетинга и рекламы в области медицины:
- изучение спроса на услуги
- составление стратегии развития клиники
- повышение узнаваемости клиники или врача
- помощь пациенту в решении его проблемы
- информирование аудитории о вопросах здоровья
- заявление клиник о себе
- продвижение услуг и увеличение продаж.
Особый акцент нужно делать на интернет-продвижении. Рынок услуг, в том числе и в области здравоохранения, уже подвергся цифровизации. Чем больше вашего присутствия в Интернете, тем крепче ваши позиции и тем выше лояльность пациентов.
Этические аспекты рекламы медицинских услуг
Медицинские услуги относятся к особой категории. Возникает вопрос: насколько этично продвигать и рекламировать услуги в сфере здравоохранения?
Реклама медицинских услуг по своей сути ничем не отличается от таковой в других отраслях: одни и те же задачи и инструменты. Кардинальное отличие медицины, стоматологии и косметологии — прямое воздействие на здоровье человека.
Любое вмешательство может обернуться осложнениями. С одной стороны, врачи берут ответственность за свою работу, с другой стороны — полностью предупредить все риски невозможно.
При размещении медицинской рекламы нужно руководствоваться принципом «не навреди».
- Нельзя создавать у человека ложное впечатление об услуге и намеренно вводить в заблуждение. Ваши формулировки должны быть как можно более мягкими и гибкими. Например, нельзя говорить: «абсолютно безопасная процедура» — такой гарантии дать невозможно.
- Не нужно создавать искусственную необходимость в косметических вмешательствах. Не всякая процедура непосредственно связана с улучшением здоровья. Например, пластическая хирургия зачастую несет лишь косметическую функцию. Неэтично рекламироваться за счет физических недостатков людей.
- В рекламном материале не должно быть руководства к действию или подробного описания лечебных процедур. Основной посыл — получите консультацию у врача.
Этические аспекты регулируются на законодательном уровне и на уровне площадок размещения рекламы.
Закон о медицинской рекламе: проблемные моменты
В связи со спецификой медицинского маркетинга законы четко регулируют рекламу в этой сфере. Источник правовой нормы — № 38-ФЗ «О рекламе», статья 24.
Основные моменты, которые нужно знать:
- реклама лекарственных средств и услуг должна включать предупреждение: «имеются противопоказания, необходима консультация со специалистом»
- реклама не должна создавать впечатление, что услуга или препарат «абсолютно эффективны и не имеют никаких противопоказаний»
- объявление об услугах направлено на совершеннолетнюю аудиторию.
Многие пункты имеют исключения. Например, реклама на специальных мероприятиях и конференциях для врачей практически не имеет ограничений.
Помимо законодательных ограничений, маркетологи сталкиваются с некоторыми запретами со стороны рекламных площадок. Практически везде практикуется строгая модерация медицинских объявлений. Кроме того, клиника или врач обязаны предоставить соответствующие лицензии с актуальными датами и адресами.
Например, Яндекс Директ предъявляет следующие требования:
- нельзя указывать, что пациенту могут поставить диагноз онлайн без очного приема
- нельзя говорить о полной безопасности услуг и приводить в пример конкретные случаи выздоровления
- запрещается ссылаться на эффекты препаратов или процедур при заболеваниях, плохо поддающихся лечению, — иначе говоря, обещать эффект при заведомо неизлечимых заболеваниях.
Советы по продвижению медицинских сайтов
Пользуйтесь средствами SEO. SEO — это методика оптимизации сайта под поисковые запросы. Текст страниц вашего сайта должен содержать ключевые слова, по которым поисковая машина определяет, показывать ли вас в выдаче. Чем лучше оптимизирован сайт, тем выше его позиция в поисковике по популярным запросам.
Реализуйте комплексное продвижение. Одного SEO недостаточно даже для небольшой компании. На старте медицинским клиникам рекомендовано использовать несколько средств маркетинга — например, SMM, SEO и контекстную рекламу. Имея в резерве несколько площадок продвижения, вы никогда не останетесь ни с чем.
Повышайте уровень доверия к вам. Для этого нужно быть ближе к аудитории, активно вести социальные сети и публиковать полезный контент. При необходимости прибегайте к инструментам PR.
Ведите мониторинг репутации. Отслеживайте негатив и тональность упоминаний о вас. Не оставляйте отрицательные отклики без ответа!
Поддерживайте обратную связь. Отвечайте на все отзывы, которые оставляют пациенты. Своевременно, то есть как можно быстрее, отвечайте на поступающие запросы.
Отслеживайте статистику. Любое средство продвижения позволяет получить конкретный результат в цифрах. Оценивайте полученные данные и по необходимости вносите коррективы.
Медицинский маркетинг имеет огромное количество нюансов. Доверьте работу по продвижению специалистам сферы!